JITSU SCIENCE INSIGHTS
Акт упорядочивания хаоса
Ильяс Сулейманов рассказывает о том как набор неотточенных действий и движений в борьбе превращается в стройную систему и почему это важно.
Друг. Когда ты учишь что-то новое – у тебя не появляется ощущение, будто ты нечто создал из пустоты? Волшебное совершенно чувство обретения нового навыка там, где до этого не было ничего?
Акт упорядочивания хаоса.
Вот, что это такое.
Там, где были лишь пустоты, полное непонимание, как действовать в заданной ситуации, плохо работающие автоматизмы, избыточное перенапряжение – теперь появляется строгий и чёткий алгоритм. От-и-до. Движение из точки стартовой ситуации в конечную точку.
Дальше этот новый, выстроенный десятками часов практики автоматизм станет намного жирнее, разрастется, включит в себя новые цепочки, достроит гибкие реакции на защиту и контратаки, срастется с другими похожими системами движений, отдельные веточки станут огромным разветвлённым деревом навыков, циклом действий, в который встроены другие циклы…
И всё это начинается с нулевой точки.
С нескольких заданных ситуаций, в которых когда-то ты мог только тратить силы зря.
В этом есть что-то волшебное, когда ты впервые изучаешь новые движения, когда для тебя это – в новинку. Магия продолжается там, где твои действия получаются на противнике, который всерьез сопротивляется. Но, конечно, продолжается не сразу. Переход этой точки – от заученного навыка к выполнению навыка на противнике – называется формированием устойчивости автоматизма к воздействию внешних сил. Это – следующая ступень подгонки действия к твоей антропометрии, особенностям, темпераменту и манере бороться. Ты, разумеется, не сможешь просчитать математически идеальный вариант действовать, поэтому нам остается единственный верный путь – взять правила выполнений действий в ситуации, основные моменты, где хватать, как создавать давление, как двигаться и даже КАК ДУМАТЬ о приёме, куда направлять усилие и соединить всё это с часами закрепления.
Закрепления сначала в отработке с идеальным соблюдением техники, плотности, приложения усилия… не ленивой отработке без фокуса, сфокусированной отработке с полным вниманием к процессу, без подмены сути – изучения движения, «работой на количество повторений» или подобной количественной заменой качества действия. Количество на самом деле должно помогать качеству, но я часто вижу, как в отработке оно начинает его заменять, когда человек больше думает о том, сколько раз сделать приём, чем о том, КАК НУЖНО ЕГО ДЕЛАТЬ.
Следующая фаза построения – работа в заданном сценарии. Сценарий может быть разный, не обязательно тот, к которому ты привык, скажем – к работе из закрытого гарда. Это может быть ограничение со стартом в позиции контроля ногами одного плеча (шаг от закрытого гарда к рычагу) или наоборот – схватка ДО фиксации закрытого гарда. Всё зависит от поставленных на тренировку целей. Цель задаёт инструменты, не наоборот.
И когда таких автоматизмов станет множество, когда ветки систем действий внутри сценариев разрастутся, начнут касаться веток других систем, переплетаться…
Тогда цвет твоего пояса, который в идеальном мире – плавающая планка отображения твоего уровня и твоего роста относительно тебя и других людей того же уровня – начнет темнеть.

Но пояса – тема для совершенно иной заметки.


Хочу некоторые вещи проговорить подробнее.

Есть мнение, что бесконечная работа в зале с одним и тем же весом в режиме «не вспотел» не даст тебе НИЧЕГО кроме небольшого расхода калорий, относительно нормального тонуса мышц и скуки. Это всё ещё намного лучше отсутствия активности … но НАМНОГО хуже работы на прогресс. Как можно будучи в своём уме предпочесть первое второму – для меня загадка!
То же самое касается твоих отработок в борьбе. Если в тот момент, когда ты выполняешь приём – твоя цель – закончить заданное количество, если ты не останавливаешься, не подстраиваешь движение, не просишь оппонента проверить плотность, дать давление, поставить вес... проверить созданную тобой структуру, то тебе, возможно, стоит начать это делать.
Есть мнение, что в работе с железом важно не количество повторений, а их КАЧЕСТВО. Об этом много говорит, например, Джефф Кавальер – великолепный тренер по физической подготовке атлетов. Хотя я не уверен, что мне нужно играть в эти игры и приводить ПРИМЕРЫ, подтверждающие сказанное – в самом утверждении ты, я уверен, уже чувствуешь логику и связность.
Так и в джиу-джитсу.
КАЧЕСТВО важнее КОЛИЧЕСТВА. В идеале второе поддерживает первое, но не должно его заменять. Три тренировки без цели, смысла и вложения усилий хуже одной, в которой всё это – есть. Дадут тебе меньше.

Это всё ещё не гарантирует тебе место в дивизионе звёзд, но даёт нечто более важное.
Даёт потенциал подняться намного выше той точки, которую ты видишь своим верхним пределом.
Это – уже очень много.

Если ты хочешь больше понять о том, как формируется движение – советую книгу «О ловкости и её развитии» Н.А. Беренштейна.

Если ты хочешь ускорить свой прогресс – советую тебе наш проект.

Всё, друг. На сегодня я с тобой прощаюсь. Хорошего нам обоим джиу-джитсу.


Made on
Tilda